Среда
24.04.2024
04:48
Приветствую Вас Гость
RSS
 
 
 
 
 
Сайт учителя технологии МБОУ СОШ №3 г.Стрежевого
Кулагиной Ольги Ивановны
Главная РегистрацияВход
Океан профессий »
Меню сайта
 
              Моя кнопка
 
Сайт учителя технологии
 Кулагиной О.И.

 
Мини-чат


 
 

 

 

 
    Как классифицировали профессии в нашей стране?
    Во времена Петра Великого известный государственный деятель России В.Н.Татищев классифицировал все науки по по критерию добра и зла (понимая по науками виды профессинальной деятельности): нужные науки (медицина, экономика, право...); полезные науки (землемерие, механика, математика...); щегольские  или увеселяющие науки  (поэзия, живопись, музыка...); тщетные науки (алхимия, астрология, физиогномика...); вредительские науки (ворожба, колдоство...).
    В начале 20 века отечественный учёный С.М.Богословский разделил профессиональное население на следующие "отделы", т.е. отрасли хозяйства: добывающая и обрабатывающая промышленность; транспорт; торговля; органы общественной организации (церковь, органы местного самоупраления); обеспечение безопасности (охрана общественного порядка); свободные профессии (наука, искусство, литература); личные услуги.
    В советское время получил распространение способ разделения профессиональной деятельности человека на производственную и непроизволственную сферы.
    Примерами профессий производственной сферы могут быть профессии в области добывающей промышленности (металлургии, добычи топлива, энергетики), сырьевой промышленности (сельского хоз-ва, животноводства, лесного хоз-ва), обрабатывающей промышленности (пищевой, лёгкой, полиграфической, строительной, деревообрабатывающей), транспортные профессии.
    Примерами профессий непроизводственной сферы могут быть профессии в области здравоохранение, образования, культуры, искусства, науки, индустрии досуга, средств массовой информации и коммуникации.
    Более коррктно можно выделить следующие отрасли производства: производство материальных ценностей; производство услуг (медицина, ремонтное обслуживание ит.д.); духовное производство (образование, наука, искусство; построение идеологий, на которые опирается общество); социальное производство, или упорядочение социальных процессов (законотворчество, средства массовой информации, управление экономическими и политическими системами0.
  
   Как классифицировали профессии за рубежом?
   В западной культуре получила распространение типов профессиональной среды по соотвествующим им типам людей.
   Согласно теории , разработанной американским прфессором Дж. Холландом, существует 6 типов людей, различающихся по тому, какая профессиональная среда им ближе, и соответственно 6 типов профессиональной среды.
   Реалистический (практический) тип. Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными объектами (вещами, животными, машинами, станками, инструментами) и их практическим использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применение физической силы, ловкости, точности. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности. Профессии, соотвествующие таким требованиям: строитель, отделочник, механик, электрик, инженер, агроном, садовод, ветеринар, водитель, кондитер, повар и др.
    Интеллектуальный (исследовательский) тип. Профессионалы данного типа отличаются эрудированностью, любознательностью, независимостью, оригинальностью суждений, склонностью к анализу и размышлениям, рационализмом, критически подходят к нормам и правилам, принятым в обществе, предпочитают длительные размышления необдуманным действиям (эколог, физик, философ, программист и др.).
    Артистический тип. Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на принятые в обществе социальные нормы, обладают собственным (часто сложным и противоречивым) взглядом на жизнь, высокой гибкостью и скоростью мышления, сильной эмоциональной чувствительностью, наиболее стремятся к самовыражению.
    Социальный тип. Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, активны, ориентированы на социальные нормы. Способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими способностями к устному выражению своих мыслей, готовы входить в контакт с людьми (и нуждаются в большом количестве контактов). Математические способности развиты слабее.
    Предприимчивый (предпринимательский) тип. Профессионалы данного типа оптимистичны, энергичны, находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к финансовому и межличностному риску, самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно, авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями, деловыми амбициями, ярко выраженным стремлением к материальному благополучию (менеджер, риэлтер, пиарщик, журналист, адвокат, коммерсант).
    Конвенциональный (упорядочивающий) тип. Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на принятые в обществе нормы. Проявляют склонность к работе, требующей внимания, усидчивости,  аккуратности, пунктуальности. Проявляют интерес к миру обозначений, часто переводя предметные свойства окружающего мира в знвковую систему и обратно. Отдают предпочтение четко определённой деятельности, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обществом (бухгалтер, нотариус, корректор и др.).
 
 
Название
 

Тип личности

Тип профессиональной среды

Реалистический Люди, ориентированные на действие, принятие решений, неэмоциональные, обладающие атлетическими или механическими способностями, любят технику, умеют рисковать Деятельность, связанная с манипулированием инструментами, с техникой. А также большинство «мужских» профессий.
Исследовательский Люди, ориентированные на познавательную деятельность, любящие наблюдать, анализировать, исследовать, решать. Научно-исследовательская работа. Эксперты в различных областях, аналитики.
Артистический Люди, ориентированные на самовыражение и внимание окружающих, творческие, экспрессивные, оригинальные, склонные к нонкомформизму, обладают богатой интуицией и воображением, неформальны. Сфера искусства, профессии, связанные с привлечением внимания, презентацией чего-либо.
Социальный Люди, ориентированные на общение, на отношения с другими людьми, ранимые, чувствительные, склонные к альтруизму, не любят систематической деятельности, любят коллективный характер работы, имеют коммуникативные способности. Большинство профессий, направленных на работу с людьми, общественная деятельность.
Предпринимательский Люди, амбициозные, ориентированные на влияние, на создание и реализацию собственных идей, управление, поиск решений, высокую социальную активность. Бизнес, политика, адвокатские услуги и т.п.
Конвенциональный Люди, ориентированные на систематизацию и репродуцирование информации, манипуляцию данными. Мало эмоциональны, точны, пунктуальны, педантичны, исполнительны Работа по систематизации хранению и репродуцированию любой информации. Работа, требующая большой усидчивости и точности. Работа в таких сферах как бухгалтерия, финансы, архивы, библиотеки и т.п.
 
    В нашей стране наибольшее распространение получила классификация, предложенная академиком Е.А.Климовым, по предметам труда.
    По предмету труда можно выделить пять типов профессий:
    Предметом профессий первого типа являются люди. Поэтому их назвали профессиями типа "человек - человек". К ним относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
    Тип "человек - техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно - образного мышления, пространственных представлений, технической осведомлённости и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
    Тип "человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
    К типу "человек - художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
    К типу "человек - природа" относятся профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.
    По характеру труда выделяются два класса профессий.
    Профессии исполнительного класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем.
    Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого и оригинального решения, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования.
    Любая профессия может быть отнесена на основании предмета труда к одному из пяти типов и на основании характера труда к одному из двух классов.
 
 
Профессий и специальностей более 6000. Какую выбрать
 
 
  

  конкурс сайтов

 
Сайты для учителей
anstars.ru - Учительский портал - 
<br> Методические пособия, документы, презентации. Классные часы. Коллекция сценариев - более 1000 Школьные песни - переделки. Каталог учительских сайтов. Анимации и шаблоны для PowerPoint. Презентации.
 
Учительский портал Сайт 
МетодсоветКаталог сайтов 'Российское образование в сети' 
Методическая копилка учителя Смирновой Е.В.  Страна Мастеров
Штрих - школа творчестваСкачать презентации
Бесплатный школьный портал ПроШколу.ру
Сеть творческих учителей  
Сайт
 Сайт
Все о праздниках, подарках, украшении стола и блюд, форум. Линеечки для форума  Бесплатные Флэш-часики и Календарики
 
 
Я в Интернете
"ЗАВУЧ ИНФО"
    
 
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
 
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 58


 

                                                                       

                                                                                              
                                                                               


                                                                                                  

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz